Элизиум Рекомендации, как распознать наркомана: маркеры в характере, внешнем виде, поведении. Консультация с опытным наркологом в клинике Рехаб Клиник в Омске по круглосуточной горячей линии 8 (999) 333-51-80
Россия Омск , улица Куйбышева, 75
tel:88003015871 tel:89993335180 mailto:info@rehab-clinic.ru

Звоните! Мы работаем с увеличенным количеством выездных бригад

Как распознать наркомана?

Скрытый наркозависимый на фоне с таблетками

Наркотическая зависимость – тяжёлое заболевание, которое легко выявить по характерным признакам. Многие пациенты, попадающие на приём к наркологу с прогрессирующей аддикцией, несколько месяцев или лет игнорировали симптомы болезни. Чтобы не совершить такую ошибку, полезно знать: как распознать наркомана в близком человеке и вовремя оказать ему медицинскую помощь.

Как развивается наркомания

На клиническую картину зависимости влияют:

• тип употребляемого психоактивного вещества;
  • генетический анамнез;
  • особенности личности;
  • длительность протекания болезни.

Любые зависимости протекают в ходе трёх этапов:

• Психологическое привыкание. В большинстве случаев человек начинает употреблять психоактивные вещества из-за внутреннего дискомфорта. Он чувствует тревогу или подавленность, не может разобраться в конфликте или пережить близкого. Наркотик при первом употреблении вызывает быстрое улучшение самочувствия: эйфорию или расслабление. В психике закрепляется стереотип поведения с положительным подкреплением, поэтому больной хочет получить следующую дозу.

На первой стадии многие наркозависимые скрывают привычку и могут продолжать жить активной социальной жизнью, ходить на работу.

• Формирование синдрома отмены. Из-за регулярного поступления в высоких дозах ПАВ организм вынужден адаптироваться к новым условиям. Он увеличивает количество рецепторов нервной системы, которые могут с ними связываться. Поэтому без новой дозы наркотика собственных нейромедиаторов становится недостаточно для биохимического баланса, и отказ от ПАВ вызывает ухудшение самочувствия. Больной уже не ищет повод для "легитимизации" очередного употребления наркотиков и не пытается получить удовольствие. Доза требуется ему для купирования неприятных ощущений.

Скрывать заболевание от близких становится всё труднее: поведение больного зависит от количества наркотика в его крови, поэтому зависимый утрачивает контроль над собой.

• Терминальная стадия. При запущенной форме наркомании разрушаются внутренние органы и головной мозг. Жизнь наркомана полностью посвящена получению новой дозы. Прежние ценности и привязанности утрачиваются.

Скрыть факт наркозависимости невозможно: даже посторонние люди легко замечают маркеры патологии.

Скорость прогрессирования аддикции и конкретные клинические симптомы могут отличаться. Исследования наркологических клиник показывают: растительные психоактивные вещества увеличивают продолжительность первого этапа заболевания, а новые дизайнерские составы способны вызывать переход ко второй стадии уже после 1-2 доз.

Внешние признаки зависимости

Внешность наркомана меняется: это связано со стремительным ухудшением здоровья и деградацией личности.

Зависимого отличает:

• нервозность;
  • заторможенность;
  • забывчивость;
  • неадекватные реакции.

Чтобы не обнаружить заболевание, человек часто избегает близких, становится скрытным, замкнутым. Он меняет круг общения, у него появляются новые друзья, которые разделяют его пристрастие.

Внешние проявления наркомании:

• бледность;
  • суженные или расширенные зрачки;
  • снижение массы тела;
  • тремор конечностей;
  • шаткая походка.

После приёма наркотика человек может выглядеть здоровым: активным, бодрым, весёлым или умиротворённым. Но в период абстиненции человек выглядит больным и ведёт себя непредсказуемо.

Личные вещи пациента

Найти «улики» в пользу наличия у человека наркотической зависимости можно в одежде и жилище пациента.

Например:

• шприцы;
  • таблетки;
  • порошки в пакетиках;
  • жгуты;
  • ложки со следами копчения;
  • фольга и пластиковые бутылки;
  • специальные приспособления для курения.

При употреблении курительных смесей на одежде и волосах остаётся в специфический запах жжёной травы.

Следы уколов на теле не всегда являются точным маркером болезни. Во-первых, многие виды ПАВ употребляются посредством курения, вдыхания, печального приёма. Во-вторых, сегодня наркоманы всё чаще используют разные места на теле для укола, чтобы локтевые сгибы оставались чистыми.

Что делать после выявления признаков зависимости?

Если близкий человек употребляет наркотики, важно оперативно организовать наркологическое лечение в специализированной клинике

Если пациент не сопротивляется помощи, достаточно записаться на приём или вызвать врача на дом, чтобы начать возвращение к трезвости.

В другой ситуации, когда человек наотрез отказывается обращаться к врачу или отрицает факт употребления наркотических веществ, следует воспользоваться услугами опытного психолога. Он проведёт мотивирующую на терапию беседу, в ходе которой устранит причины отказа от обращения к наркологу.

Важно не пытаться спорить с больным, обвинять и отчитывать, ведь употребление наркотиков – результат заболевания, а не сознательный выбор человека. Также не следует потакать его слабостям, пытаться создать условия для комфортной жизни больного. Правильная тактика поведения – демонстрация поддержки в случае, если человек будет бороться с зависимостью эффективными мерами.

Наркомания – тяжёлая, но излечимая болезнь. При своевременном обращении к врачу человек достигает стойкой ремиссии и больше не возвращается к наркотикам. В нашей клинике пациенты лечатся по современным методикам, анонимно и с комфортом. Мы предлагаем услуги опытных психиатров-наркологов, психотерапевтов и врачей других специализаций. Узнать о признаках зависимости, задать любой вопрос и записаться на приём можно на консультации по телефону.

Список литературы

1. Бен Хамид Амин. Современные подходы к лечению наркотической зависимости. 2008.

2. Этапы и методы борьбы с наркозависимостью. Аргументы и факты.

3. Наркотические средства / КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Редакция Правительства РФ.

4. F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ // Международная классификация болезней ВОЗ. (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С.91 — 92. — ISBN 5-86727-005-8.

5. Управление организации объединенных наций по наркотикам и преступности. Лечение наркомании и реабилитация: практическое руководство по планированию и осуществлению. 2003.

Редактор статьи: Иваненко Лидия Анатолиевна

Обновлено: 12 Апреля 2024